Статьи

Чем опасен дисбаланс.

Симптомы.

Подобные явления встречаются и в трансмиссии, в частности у карданного вала. Чаще всего это происхо-дит из-за погрешностей изготовления
и сборки вала, неоднородности материала, из которого он изготовлен. Дисбаланс может произойти и в случае механических повреждений детали, из-за сильной вмятины или искривления вала. При сильном вращении карданного вала возникают центробежные силы, вызывающие дополнительные динамические давления, разбивающие сопрягающиеся с валом детали. При незначительно дисбалансе его влияние на комфорт и безопасность несущественны и практически не видны невооруженным взглядом. Но  со временем даже легкий дисбаланс негативно скажется на правильной работе детали, появятся люфты, вибрации, преждевременный выход из строя крестовин и сопрягающихся с карданным валом элементов трансмиссии и ходовой части. Дисбаланс считается одним из наиболее опасных явлений, действующих на все без исключения вращающиеся детали. О наличии дисбаланса говорят повышенные вибрации, которые могут уменьшаться или увеличиваться при разной частоте вращения. При дисбалансе карданного вала теряется выдаваемая мощность ДВС транспортного средства, переходящая через карданный вал на колесные оси. Вследствие этого снижается КПД ДВС автомобиля,что приводит к увеличению расхода топлива. Вибрациялимитирует ресурс других узлов трансмиссии, является источником дополнительных шумов. Дисбаланс вызывает некоторые дополнительные нагрузки на детали трансмиссии и шарниры, что ведет к их быстрому износу. В некоторых случаях вибрации кардана приводили к разрушению картера сцепления — такого рода нагрузки могут быть от неуравновешенных масс в карданной передаче.Чем опасен дисбаланс? Дисбаланс любой крутящейся детали в трансмиссии и ходовой части автомобиля рано или поздно станет причиной преждевременного выхода из строя самой детали или даже целого узла. Неотбалансированное колесо будет неравномерно истирать протектор, создаст неприятные вибрации при движении, а также разобьет ступичный подшипник. Но дисбаланс бывает не только на колесах…

38 ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ И СПЕЦТЕХНИКА ТАТАРСТАН
№4 (12) апрель 2015 39
Лечение
Существует три вида дисбаланса: статическая, моментная и динамическая неуравновешенность. Для их уравновешивания существуют три соответствующих вида балансировки. Две первые самостоятельные, а динамическая состоит из статической и моментной. Балансировка проходит в двух плоскостях с определением углового положения. Сверхточной балансировки карданного вала можно добиться на резонансном балансировочном стенде. Традиционный карданный вал состоит из двух фланец-вилок, которые соединены с приварной вилкой и шлицевым соединением через крестовины, образуя, таким образом, два шарнира. Шарниры в свою очередь соединяются точной трубой, которая обеспечивает необходимую длину карданного вала. Шлицевое соединение узла обеспечивает при движении транспортного средства изменение его рабочей длины. В большинстве случаев для того, чтобы обеспечить передачу крутящего момента на значительные расстояния, карданную передачу выполняют из нескольких соединенных через подвесные подшипники частей. Если в процессе изготовления карданных валов удается выдерживать величину зазоров, то при ремонте из-за износа шлицевой части и посадочных мест это обеспечить достаточно тяжело. Именно по этой причине все карданные валы, которые подвергались ремонту, следует балансировать. Причина, по которой необходим ремонт карданной передачи, может быть вызвана проблемами с одним или несколькими ее элементами. Для обеспечения наименьшей величины дисбаланса при сборке карданных валов вилки располагают на двух концах вала в одной плоскости. Осуществляя ремонтные работы в местах расположения кардана,чтобы исключить ошибочный разворот на 180º (при этом будет нарушена балансировка карданного вала на скользящих вилках и на шлицевых втулках), необходимо ставить специальные метки. Карданная передача имеетнекоторые ограничения в углах при передаче крутящего момента. Оптимальная величина рабочих углов данных передач, где происходит обеспечение наиболее высокого коэффициента полезного действия, должна колебаться в пределах значений от 0 до 20º.Если величина значения угла составляет более 20º, это обязательно приведет к значительному росту нагрузки на шарниры. У карданных валов, как и у колес, разрешается иметь определенный допуск дисбаланса, что представляет самую большую опасность, влияющую на все детали,которые вращаются, включая и карданные передачи. Автосборочные и авторемонтные предприятия, оборудованные специальными стендами, могут точно определить при помощи динамической балансировки степень дисбаланса карданных валов. Для того чтобы избавиться от этого негативного явления, необходимо установить на трубе балансировочные пластины, подкладывая балансировочные прокладки под стопорные крышки подшипников крестовины. В других же случаях может потребоваться снятие металла со специальных бобышек, находящихся на фланцевых вилках. Балансировка вала должна производиться в полном комплекте, включая и шарниры. Величина дисбаланса имеет большую зависимость от зазорных величин сочленений крестовин и соединения шлица.

Неремонтируемых карданов нет! (Статья из журнала)

Казалось бы, что сложного в карданном вале? Труба да крестовина, установленные на автомобиль на заводе-изготовителе и служащие до момента утилизации самого автомобиля. Но не все так просто. За время существования автомобиля карданный вал сильно усложнился, в некоторых случаях стал многосекционным, в некоторых — телескопическим, с идеальной балансировкой и подвижными элементами с обеих сторон, соединяющими его с коробкой передач и ведущей осью. Карданный вал считается узлом надежным и очень долговечным, и при нормальной эксплуатации транспортного средства он может служить на протяжении всего срока службы автомобиля. Но  в России, как известно, существуют две беды, которые и становятся наиболее частыми причинами выхода из строя даже такого надежного узла, как карданный вал. Не учитывая данных особенностей российской эксплуатации транспортных средств, ведущие мировые производители легковых и коммерческих автомобилей стали недальновидно устанавливать в свои авто так называемые «неразборные» (читай: неремонтируемые) карданы. И все бы ничего, если в случае повреждения или выхода из строя названной детали ее можно легко и недорого заменить на новую, но, к сожалению, это не так. В силу своей надежности, металлоемкости и сложности в изготовлении карданные валы — специфический узел, производство которого могут себе позволить лишь сами авто производители, да  еще небольшое число компаний по всем миру.  Средняя стоимость нового кардана на среднетоннажный грузовик зарубежного производства колеблется в районе 50 тысяч рублей, а стоимость данного узла на тяжелую грузовую технику нередко превышает 100 тысяч. И как это ни парадоксально, наиболее часто кар-даны «летят» именно на тяжелой технике,в связи с критическими нагрузками, работой в сложнейших дорожных и климатических условиях или ошибочными действиями их водителей.

Сегодня специалисты Таткардана готовы произвести ремонт карданных валов любой сложности, отбалансировать его и даже превратить из одноразового в разборный. По последнему из перечисленных видов деятельности компания накопила немалый опыт, полученный в результате ремонта таких автомобилей, как Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, Vito и G-Класс, Volkswagen Crafter и LT, Hyundai Starex, Nissan X-Trail и Qashqai, BMW X3, Toyota, Subary и Honda и других. Имея  опыт по восстановлению работоспособности кар-данных валов, описываемое предприятие производит целый комплекс ремонтных работ. Среди них технологическая чистка-мойка, дефектовка, замена крестовин на новые, восстановление фланцев, новое шлицевое соединение, покрытое полиамидом, балансировка валов (подробнее смотрите в «ГТиС Татарстан №4–2015) и покраска. Каждый из этих этапов помогает вернуть карданному валу отличное работоспособное состояние, а наибольший интерес вызывает уникальная технология по восстановлению разбитых шлицевых соединений. Восстановление происходит путем напыления полиамидом, в результате этого кардан приобретает характеристики нового.

ТатКардан» возвращается к практике РЕМФОНДОВ

Компания «ТатКардан», занимающаяся ремонтом, балансировкой, восстановлением и продажей новых карданных валов, возрождает полезную и экономически оправданную советскую практику по содержанию РЕМФОНДОВ. Первый подобный склад компании с наличием исправных запчастей и умелых рук для установки всего этого на грузовой автомобиль открылся в Татарстане на федеральной трассе М-7 в Новониколаевке.

Чем славен РЕМФОНД?
Советский Союз был в хорошем смысле «помешан» на выдаче максимальных показателей. Стахановские движения, перевыполнение плана, «пятилетка за четыре года» и прочие лозунги свидетельствовали о том, что вся промышленность и народное хозяйство могучей державы были сосредоточены на выдаче максимального объема продукции. Мощная промышленность требовала и соответствующего транспортного обеспечения работы: не успей ты вовремя подвезти сырье на производство и из-за тебя будет простаивать целый завод. И причина этого простоя не так важна: или машина сломалась, или водитель слег от недомогания. Чтобы исключить более распространенную причину простоя автотранспорта – его поломки, в СССР широкое распространение получили так называемые «ремфонды».
Их предназначение заключалось в следующем: на наиболее ответственных с точки зрения доставки грузов направлениях создавались станции технического обслуживания автомобилей, в которых присутствовали квалифицированные специалисты-ремонтники и, самое главное, склад запчастей. Их задача заключалась в максимально быстром восстановлении работоспособности обратившегося за помощью ТС. Совершенно новых деталей на таком складе было сравнительно немного (в основном расходники, горюче-смазочные материалы, крепеж), а вот львиную долю составляли бывшие в употреблении запчасти, но хорошо восстановленные и пригодные для установки на ТС.
Такие ремфонды пополнялись запчастями и централизованно, и локально. То есть, приехала, например, машина с помятым колесным диском или пробитым картером двигателя на любую СТО с ремфондом, с нее снимают «покалеченную» деталь и после ее оценки мастером, забирают на восстановление. А для того, чтобы не задерживать машину до того момента, когда восстановят ее запчасти, на складе ремфонда моментально подыскивают заранее восстановленные аналоги – и машина снова отправляется в путь.
Понятно, что не все комплектующие автомобиля можно было восстановить силами обычной СТО. Детали, требующие сложного ремонта и восстановления, сначала оценивались специалистом на предмет рациональности такого восстановления, и только после его заключения отправлялись на реставрацию или в утиль. Но, так или иначе, практика использования ремфондов была положительной, эффективной и рациональной. Можно сказать, что детали для склада ремфонда сами приезжали туда, и машины, нуждавшиеся в скорейшем восстановлении работоспособности, не задерживались на СТО. Таким образом и обеспечивался процесс бесперебойной работы транспортных служб, обеспечивающих производство и народное хозяйство могучей страны.

РЕМФОНД в современных условиях
Понятно, что сегодня ремфонды в том виде, в котором они существовали в советское время окажутся малоэффективными. Дело в том, что с приходом в РФ рыночной экономики и открытием таможни для разнообразных импортных товаров, парк автомобильной техники (ее марок, моделей, видов) увеличился на порядок. И если советская техника имела множество унифицированных взаимозаменяемых деталей, то сегодня, каждый автопроизводитель старается придать своей продукции уникальности, в том числе и для того, чтобы зарабатывать на продаже только оригинальных комплектующих. Соответственно, чтобы иметь полноценный ремфонд по каждой марке и модели, понадобится несколько огромных ангаров, сотни специалистов и налаженная логистика для поиска и доставки со склада необходимой детали.
Поэтому, ремфонды сегодня приобретают узкоспециализированную ориентацию. Например, производители дорогостоящей карьерной, строительной и сельскохозяйственной техники, создают СТО со складами, действующими аналогично ремфондам. Зная, что в узел или деталь карьерного самосвала заложен огромный ресурс, обслуживающие данную технику организации, забирают вышедшую из строя деталь на восстановление, которая потом пригодится для установки на эту же или аналогичную машину.
Упомянутая нами выше компания «ТатКардан», пошла по другому пути, и в качестве ориентира для создания РЕМФОНДА взяла не марку ТС, а комплектующую деталь – карданные валы и детали ходовой части. Дело в том, что в компании часто сталкиваются с ситуацией, когда перевозчик, обратившийся в «ТатКардан» за помощью в ремонте ТС, не готов ждать пока починят или восстановят его кардан. Для ускорения процесса, перевозчик за гораздо большие деньги, чем бы он потратил на ремонт и восстановление, покупает новую деталь и уезжает с ней дальше. Старый же кардан приходится утилизировать работникам СТО, хотя при минимальных вложениях времени и средств он бы мог еще послужить.
Идя на встречу пожеланиям клиентов по экономии времени и руководствуясь экономической эффективностью, в компании «ТатКардан» создали ремфонд с огромным складом восстановленных карданных валов и некоторых других деталей ходовой части на наиболее распространенные на российских дорогах модели коммерческих автомобилей. Разумеется, что к складу качественно восстановленных деталей прилагается собственная СТО с квалифицированными специалистами, всегда готовыми прийти на помощь автолюбителям.

В лучших советских традициях, свою СТО с ремфондом компания «ТатКардан» разместила на главной транспортной артерии региона – федеральной трассе М-7, в поселке Новониколаевка на территории бывшего ДАФ Центра. Приезжайте, и убедитесь в экономической эффективности и скорости замены деталей сами!

Добавить комментарий